Конклюзия

Конклюзия

КОНКЛЮ́ЗИЯ (от лат. conclusio — букв. 1) запирание, замыкание, 2) заключение, вывод) — синтетич. жанр эпохи барокко, пришедший из Европы через укр. посредничество. К. была популярна в России с сер. 17 до сер. 18 в. С хронологич. т. зр. К. предшествовала икона с клеймами и икона с композицией типа "древо" (напр., "Древо Московского государства" Симона Ушакова). Рус. К. связана с польской, литовской и укр. традициями. Для жанра К., основанного на соединении лит-ры и живописи, характерно сочетание замкнутой аллегорич. композиции, символов и эмблем, выражающих мотивы, свойств. эпохе барокко, с текстом, в к-ром содержался комментарий к рисунку. Текст мог находиться на лентах, в картушах, выходить из уст героев (как в совр. карикатурах и комиксах), концентрироваться в нижней ч. листа или рядом с изображаемыми персонажами (как на иконе), сопровождать микросюжеты (если К. создавалась по аналогии с иконой с клеймами). Словесный текст в К. не является линейным и целостным, структура отношений между его ч. определяется графич. композицией К. Поскольку сочетание текста и изображения вообще было распространено в эпоху барокко, термин К. употреблялся по отношению к разным видам изображений. К. называли гравюры на дереве с тезисами к диспутациям, программы диспутов, схоластич. панегирики в лицах, памятные портреты, написанные или напечат. на ткани (атлас, тафта, холст) с подкладкой или (позже) на бумаге. В К. на ткани могли сочетаться печатный и рукописный текст, рисов. и вышитые фрагменты. Как правило, в создании К. принимали участие автор текста и художник (гравер) (напр., К. Гедеона Вишневецкого, гравиров. И. Ф. Зубовым, 1724; К. Феофила Кролика и Василия Гоголева, гравиров. И. Ф. Зубовым и М. Д. Карновским, и др.). Существовали разные типы К.: К. — подносные листы-панегирики, К. — эпитафии, К. — программы диспутов, содержащие осн. положения диспута и посвящения знатным гостям, и др. Традиция завершать обучение показат. выступлением учащихся (диспутом) была заимствована в России из Киево-Могилянской академии, где на диспутах присутствовали гетман, полковники и др. важные лица. Программа, посв. окончанию учебы, складывалась из диспутов на филос.-богосл. тему, из драм. представлений, хор. пения, декламации. В Москве подобные диспуты входят в моду в 20-е гг. 18 в., хотя изв. уже с нач. 1680-х гг. Тексты К. должны были быть отпечатаны заранее. Тезисы обычно вывешивали на дверях и стенах уч. заведения и раздавали уважаемым лицам. Печатать К. без ведома Св. Синода было запрещено в 20-е гг. 18 в. В нач. 18 в. расширяется тематика К.: темой, напр., становятся "героич. дела" Б. П. Шереметева, деят-ность Стефана Яворского, переход молдавского господаря Дмитрия Кантемира в рус. подданство, победа под Полтавой и т. д. К сер. 18 в. более распространен термин "тезис", прежде употреблявшийся как синоним К. По мнению исследователей, К. как жанр близка к жанру курьезных виршей, принцип. характеристикой к-рых было наличие "курьеза", т. е. забавной замысловатой загадки. С одной стороны, и К., и курьезные вирши" — поиск способа передачи "живого образа вещи", однако курьезные вирши в первую очередь строятся на идее словесной комбинаторики и представлениях о дискретности слова. В К. нет подобного отношения к тексту-комментарию: в целом он традиционен, а осн. нагрузка ложится на изображение. Текст и изображение в курьезных виршах равноправны, тогда как в К. текст вторичен по отношению к изображению, он не обладает особой поэтикой словесного выражения, "словесная" часть строго функциональна. Изв. К. И. Обидовского, Кариона Истомина, Иерофея Иезефовича, Лаврентия Трансильванского, Афанасия Заруцкого и др. Гравировали К. Г. Левицкий, А. Зубов, Г. Тепчегорский, И. Щирский, И. Мигура, Г. Качалов и др.

В совр. обществ. практике сохранились такие подобия жанра К., как похвальный лист, почетная грамота, стенгазеты выпускных классов (здесь сохранилось сочетание текста и изображения, причем в 1 и 2 случае — эмблематич. типа), автореферат дисс. (функционально — это текст притязаний на опр. статус, по форме — тезисы более широкого текста, выносимого на устную защиту, т. е. ситуация та же, что и в К.), и традиция рассылки приглашений на защиту диссертации (правда, приглашения не содержат похвалы значит. лицу, но она неявно присутствует в самом факте приглашения) и др.

Лит.: Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII — начала XVIII в. // Русское искусство барокко: Мат. и исследования. М., 1977; Кукушкина Е. Д. Текст и изображение в конклюзии петровского времени (на примере портрета царевны Наталии Алексеевны) // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. Л., 1986; Тананаева Л. И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М., 1979; Белецкий П. Украинская портретная живопись XVII—XVIII вв. Л., 1981.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Конклюзия" в других словарях:

  • Конклюзия — вывод, заключение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • КОНКЛЮЗИЯ — (от лат. concludo заключать). Умозаключение, вывод. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • конклюзия — сущ., кол во синонимов: 2 • вывод (31) • умозаключение (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Конклюзия — (Conclusio) в риторике последняя часть в речи, обыкновенно с патетическим обращением к слушателям …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • КОНКЛЮЗИЯ — 1. вывод, заключение 2. заключительная часть или обобщение документа или аргументации в судебном процессе; решение суда …   Большой экономический словарь

  • конклюзия — 1. заканчэнне, завяршэнне; 2. рашэнне (судовае) …   Старабеларускі лексікон

  • Гедеон Вишневский — (в миру Егор Иванович) архиепископ Полтавский; сын причетника, родился в 1797 г. в селе Кутузове Бронницкого уезда Московской губернии. Из Перервинской семинарии он поступил в С. Петербургскую Академию, где окончил курс 17 м магистром в 1823 г. В …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щербина, Николай Федорович — поэт; род. 2 декабря 1821 г., умер 10 апреля 1869 г. Не занимая особенно значительного места в русской литературе, не стоя в особенно тесной органической связи с ее идейным историческим ходом, Щ. принадлежит к ее dii minores, но среди них он… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Можаровские — герб Лада …   Википедия

  • вывод — Заключение, умозаключение, нравоучение, мораль; суд, силлогизм. Ср. . См. мнение, суд.. сделать вывод... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вывод выведение, умозаключение,… …   Словарь синонимов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»